Экономический форум в Сочи и адыгейские черепки по 200 тысяч

Экспертиза установила, что майкопские чиновники подделали приказ, вымогая у бизнесмена несколько миллионов. Прокуратура заверила фальшивку печатью. «Необходимо было основание для возбуждения уголовного дела» — оправдывались они в суде.

Чиновники из столицы Адыгеи нашли оригинальный метод давления на бизнесмена Аскера Хакуя, осмелившегося без «отката» руководству республики строить коттеджный поселок. В поле, до этого не раз распахиваемом, некие археологи «обнаружили» глиняные черепки. Земли, никогда не состоявшие в реестре памятников истории, попытались сделать таковыми с помощью документа, заверенного печатью прокуратуры Майкопа.

Уже в суде выяснилось, что приказ управления по охране и использованию объектов культурного наследия Адыгеи – фальшивка, изготовленная через пять лет после, якобы, издания. Почему прокурор не спешил инициировать уголовные дела по подделке документа и лжесвидетельствовании сегодня разбирается Следственный комитет.

Пришел хозяин

Земли когда-то гремевшего на весь Советский Союз Майкопского конезавода с началом 1990-х оказались заброшенными. Не до коневодства было в небогатой Адыгее. Отдельные участки, правда, не пустовали — как и в советские времена там продолжали выращивать кукурузу, подсолнух, пшеницу и другие, привычные для южного региона культуры. В 2011 году находившейся в федеральной собственности участок бывшего конезавода в районе пригорода Майкопа хутора Гавердовский на торгах у Росимущества приобрел бизнесмен .

Планы у нового владельца оказались грандиозными – построить микрорайон с коттеджным поселком, несколькими многоквартирными домами, развитой инфраструктурой. Энергетики и газовики выдали технические условия для подключения посёлка. Необходимые по закону согласования, включая общественные слушания, на которые в хуторской ДК пришли почти все жители, были получены.

Понимая, что без одобрения хуторян такой проект не реализовать, Хакуй несколько раз встречался с ними, обсудил со старейшинами Гавердовского проблемы населенного пункта. Одной из самых злободневных оказалось переполненность кладбища. Попросту говоря, места на нем не осталось. Людей хоронят под проходящей по меже газовой трубой, порой возникают скандалы. Не говоря уже о том, что мусульманские и христианские могилы по традиции должны находиться отдельно. Жители Гавердовского обращались в мэрию Майкопа, но воз, вернее, кладбище, и ныне там.

Услышав проблему, предприниматель выделил из приобретенной земли несколько гектаров под погост, который разделят для представителей двух религий. Этим решением он завоевал расположение хуторян, большинство из которых пенсионеры, переживающие за свой последний путь. «Пришел хозяин» — говорят они, обсуждая планы развития микрорайона.

Согласуются эти планы, кстати, с утвержденной президентом Владимиром Путиным программой освоения и развития территорий. Строительство нового микрорайона, по идее, должна всецело поддержать власти Адыгеи – глава республики Аслан Тхакушинов тратит из дотационного республиканского бюджета кругленькие суммы, привозя с инвестиционного форума в Сочи «договоры о намерениях», но никак не прямые инвестиции, а здесь предприниматель готов вкладываться в развитие пригорода Майкопа.

Нет ограничений? Нарисуем!

Но социально ответственный бизнес, видимо, не в почете у адыгейских чиновников. После запуска проекта от посредников администрации поступило предложение, от которого, как они полагали, невозможно отказаться: за согласование строительства микрорайона нужно заплатить 200 миллионов. Получив отказ, пообещали серьезные проблемы.

Вскоре к Аскеру Хакую обратился  – заведующий сектором Кавказа Государственного музея Востока. По словам бизнесмена, от него потребовали уже по 200 тысяч за каждый из 66 гектаров, отведенных под коттеджный поселок. Для Адыгеи это даже не много, по-божески. Обычная ставка руководителей республики — 50/50. Но бизнесмен пошёл на принцип, упёрся. Говорит денег не жалко, за Адыгею обидно.

 

Эрлих

Эрлих

И вот, 21 ноября 2013 года Эрлих и представители управления по охране и использованию объектов культурного наследия Адыгеи выехали на участок, где как раз прокладывались дороги для начала стройки. Так называемые археологи, практически не прикладывая усилий, прямо на поверхности траншеи обнаружили «фрагменты красноглиняных и сероглиняных гончарных сосудов IV – I вв. до н.э., относящиеся к меотской археологической культуре». Очевидцы рассказывают: поднятые черепки были чистыми, словно не пролежали в земле два тысячелетия, а только что были извлечены из профессорской сумки.

На основании акта обследования археологов прокурор Майкопа Тхазеплев обратился в суд, требуя от Хакуя остановить стройку, провести историко-культурную экспертизу и впредь согласовывать все работы с администрацией города. В переводе с чиновничьего языка это могло означать: пока не заплатишь, строить не дадим.

Данный участок никогда не входил в реестр памятников археологии и культуры. На землях как минимум несколько десятилетий проводились аграрные работы, в том числе с использованием крупной сельскохозяйственной техники. Никогда до этого черепки там не находились. Ничего не слышали о курганах и древних поселениях местные жители. В действующем Генплане Майкопа, принятом в конце 2010 года, спорные объекты отсутствуют. Как нет там и ограничений по использованию земли. Нет мифических курганов и на официальном топоплане Гавердовского.

Чтобы хоть на чем-то основать обвинение, представители администрации и прокуратуры состряпали некий приказ управления по охране культурного наследия Адыгеи за апрель 2009 года, в котором указанные участки внесены в список памятников археологии. С этой бумажкой, непонятно на каком правовом основании заверенной печатью майкопской городской прокуратуры, они пошли в Советский районный суд Краснодара, где рассматривалось «дело по черепкам».

Суд установил: в основной приказ управления по охране памятников от 17 июля 2009 года спорные объекты не включены, а второй приказ, якобы выпущенный в апреле того года, по заключению экспертизы является поддельным.

«Представленный на исследование документ – Приказ № 18/1 от 21.04.2009 года… изготовлен за шесть месяцев до момента начала настоящего исследования, что соответствует дате – октябрь-ноябрь 2013 года» — сделал вывод сотрудник «Научно-исследовательского Центра независимых экспертиз» Олег Плетень. Эксперт уточнил, что документ подвергся агрессивному световому и термическому воздействию, которое могло быть проведено для искусственного состаривания бумаги.

Кроме того, суд обратил внимание: июньский приказ называется «О выявленных объектах культурного наследия», а апрельский — «О внесении в списки выявленных объектов культурного наследия». Получается, выпущенный в апреле приказ… дополняет документ, вышедший через два месяца. В Адыгее не действуют не только российское законодательство, но и временно-пространственные законы физики?

Как прокурор под проверку угодил

Советский районный суд Краснодара совершенно справедливо отказал прокурору Майкопа в удовлетворении иска. Адыгейский надзорный орган, видимо, решив все проблемы с исполнением закона внутри республики, оказался настойчив – помощник прокурора Тимур Духу подал апелляцию в Краснодарский краевой суд. Коллегия которого оставила решение районного суда в силе. Видимо, не привыкли в Адыгее к тому, что Фемида может руководствоваться законом, а не трах-тибидоховским телефонным правосудием.

Любопытно, но на одном из заседаний еще первой инстанции представитель управления по охране и использованию объектов культурного наследия Аслан Гашев в сердцах выдал: приказы за июль и апрель не противоречат друг другу, «когда вопросы с правоохранительными органами возникли, мы вынуждены были поставить приказом, чтобы было основание для возбуждения уголовного дела. Им нужно было просто основание».

Гашев

Гашев

Получается, представитель администрации в суде подтвердил: нужно было завести уголовное дело, поэтому изготовили поддельный приказ, который затем своей печатью заверила прокуратура Майкопа. Ни больше, не меньше.

Именно поэтому материалы по сфальсифицированному приказу переданы в Следственный комитет РФ, откуда пришло поручение провести проверку. В том числе проверить и законность действий прокурора Майкопа дожидавшегося вступления в силу решения суда вместо того, чтобы незамедлительно провести проверку и привлечь к уголовной ответственности фальсификаторов.

Когда дело запахло жаренным, оказалось, что обнаруживший черепки Эрлих недоступен для МВД. Именно такой ответ поступил от адыгейской полиции: установить местонахождение археолога, по удачливости превосходящего первооткрывателя Трои Шлимана и вскрывшего гробницу Тутанхамона британца Карнарвона, не представляется возможным. Может, над сказочным образом появившемся посреди кукурузного поля меотскими захоронениями также нависает древнее проклятье?

Суды двух инстанций, казалось бы, поставили в этой истории точку. Не получат коррумпированные чинуши ни 300 миллионов, ни 30.

Следователь СО МВД по РА Дауров

Следователь СО МВД по РА Дауров

Материализовать могильник

Уже после вступления в силу судебных решений следователь СО МВД Адыгеи Дауров по заданию прокуратуры Майкопа вновь пытается найти на том же земельном участке объекты археологического наследия.  Мол, сертифицированный в Федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте эксперт понимает в определении возраста документа хуже майкопского лейтенанта. При этом Дауров привлек к проведению археологической экспертизы чудом нашедшегося и ставшего снова доступным для МВД Адыгеи  Эрлиха.

 

рюкзак Эрлиха_05.16_[2014.09.21_22.19.28]

рюкзак Эрлиха

Утром 13 сентября в сопровождении следователя Даурова, а также  подручных   из управления по охране и использованию объектов культурного наследия Адыгеи Ципинова и Гашева, Эрлих втайне от собственников земли прибыл на вожделенный участок. Чтобы провести так называемую им «археологическую экспертизу». За спиной висел большой рюкзак – как раз из него, словно фокусник из рукава, можно достать какие угодно черепки какого угодно периода. Фиксировать «открытие века» должна была съемочная группа ГТРК «», связанная с властями оплаченным из бюджета контрактом на «информационное обслуживание».

 

Ципинов

Ципинов

 

ГТРК Адыгея [2014.09.21_22.37.58]

ГТРК «Адыгея»

 

 

 

ГТРК Адыгея ----[2014.09.21_22.41.31]

ГТРК «Адыгея»

Но провокация провалилась! Собственники участков и приехавшие из Краснодара журналисты четко фиксировали каждый шаг доморощенных археологов. Копатель Эрлих бубнил, что все равно найдет на месте застройки могильник. Сопровождавшая его ватага адыгейских чиновников молча надувала щеки.

 

Почему следователь Дауров, имея вступившее в силу решение Краснодарского краевого суда,  вновь назначает дорогостоящую для бюджета дотационной Адыгеи экспертизу? Ответ очевиден — прокуратура Майкопа пытается выйти сухой из воды. Если Эрлих найдет могильник, материалы проверки о поддельном приказе, в котором так или иначе замешан прокурор Тхазеплев, можно будет замять. Выгодно это и археологу Эрлиху, и управлению по охране и использованию объектов культурного наследия, и руководству Адыгеи, «заказавшему» несговорчивого бизнесмена. Решения российских судов для них  не указ, как и пространственные ограничения.

Место нахождение курганов по координатам

Место нахождение курганов по координатам

На приведенной схеме указаны три точки, находящиеся друг от друга в сотнях метров. Первая – координаты из созданного в конце 2013 года приказа управления за 2009 год. Вторая – место, якобы, обнаружения вычищенных черепков недоступным для МВД сверхудачливым гражданином Эрлихом. И, наконец, третья – координаты из последнего постановления следователя Даурова. Что между ними общего знает, наверное, только прокурор Тхазеплев, подчиненные которого, как мы увидели, не подвластны не только российскому законодательству, но и времени с пространством. Что ж, одной проверкой Следственный комитет РФ в этот раз  явно не ограничится…

Мурат Селезнев

поделиться в социальных сетях
-

                                  

Я.zen   ::